«Время выбора» – пятая книга цикла «Начало племён». Дата выхода в Англии 7 апреля 2015 года. В России книга вышла в декабре 2017 года (хотя в выходных данных указан 2018 год). На российской обложке изображены Чистое Небо, Звёздный Цветок и сверху Гром.

Аннотация[править | править код]

Вновь наступает сезон Голых Деревьев, а вместе с ним в только что оправившийся от болезни лес приходят холод и голод.
Между тем, послание звёздных духов своим собратьям остаётся неизменным: чтобы выжить, коты должны найти свой дом, расти и расширяться как Сверкающая Звезда.
Чистое Небо уверен, что единственный путь для всех — вновь объединиться под его началом. Однако другие вожаки не готовы к такому союзу и понимают слова предков по-своему.
Настало время выбора — каждый вожак должен сам определить, к чему лежит его душа и где будет место его лагеря. Чистое Небо теперь готов принять в своём лесу любого кота, Длинная Тень не задумываясь выбирает сосновый бор, Зыбкая Река уже давно облюбовал себе территорию у реки, а для Обгоняющей Ветер нет ничего лучше вересковой пустоши.
Остальным котам остаётся самим решить, за кем из вожаков им следовать, и уповать на то, что этот выбор окажется правильным.
И времени для этого остаётся всё меньше и меньше, ведь подозрительные бродяги из бывшей шайки коварного Одноглаза, кажется, вновь что-то затевают...

Сюжет[править | править код]

Прошло некоторое время после того, как лидерам приснился общий сон, и сейчас духи умерших котов недовольны тем, что те получили послание, обсудили его и так ничего и не сделали. К Чистому Небу приходит Порхающая Птичка, которая отчитывает брата за бездействие. Она говорит, что ему надо следовать за сердцем, которое приведет его домой. Чистое Небо не понимает её, но маленькая кошка так и не дает четкого ответа. Чистое Небо просыпается у себя в гнезде в лагере с пониманием, о чем говорила его сестра. Он уверен, что всем котам надо опять объединиться, чтобы быть сильными.

После болезни, обрушившейся на лес, добывать еду стало намного сложнее. Чистое Небо видит, как мало добычи принесли его коты после охоты, и решает пойти к своему брату, чтобы поговорить с ним об объединении. В лагере на пустоши Чистое Небо видит, что те, кого он видел последний раз котятами, сильно выросли, и что все коты очень сильно отощали. Это только подтверждает его мысль, что надо объединиться, но в разговоре с Громом, Серым Крылом и Длинной Тенью выясняется, что они не только не согласны с ним, но и, более того, хотят разделиться. Чистое Небо уходит.

Гром решает проводить своего отца до леса, и в пути на них нападает барсук и ранит Чистое Небо. Гром помогает ему добраться обратно до своего лагеря, но никто не рад его там видеть. Гром оставляет отца Облачнику, а сам уходит к остальным, где начинается спор о том, зачем Чистому Небу нужно объединяться и стоит ли котам уходить куда-либо с пустоши. Зубчатый Пик созывает собрание, и все коты делятся тем, что им не нравится в их нынешнем доме. В конце концов они решают бросать камни, чтобы решить, кто куда хочет уйти.

В итоге вместе с Длинной Тенью сосновый бор выбирают Мышиные Ушки, Грязные Лапы, Зубчатый Пик с Остролистницей, Галечник и Серое Крыло. Пёстрая Шерстка и Треснувший Лёд решают уйти к Зыбкой Реке в лагерь, а Облачник, Молнехвостый, Совиный Глаз и Воробьиная Песенка хотят присоединиться к Чистому Небу. Гром понимает, что не может оставить своих друзей, и тоже присоединяется к отцу.

Коты расходятся, и на выходе из лагеря Серое Крыло замечает запахи незнакомых бродяг. Он уходит проверить, кто это был, и находит Шрама и Папоротника, которые обсуждают между собой, что им надо знать «об этих котах» все: место лагеря, способы охоты, привычки и подобное. Также Шрам упоминает Звёздного Цветка, говоря, что она предала его. Папоротник уходит, и Серое Крыло догоняет отряд Длинной Тени.

Всем очень нравится новое место, и только Серое Крыло обеспокоен тем, что Папоротник может быть сейчас рядом и следить за ними. Однако он решает пока не говорить никому об этом, надеясь, что волноваться не из-за чего или что он сможет найти кошку и поговорить с ней, чтобы решить проблему. Также Серое Крыло злит, что к нему относятся как к беспомощному котенку из-за его проблем с дыханием. Из-за этого он почти ссорится с Зубчатым Пиком, но Длинная Тень прерывает их.

Спустя несколько дней Гром наблюдает за тренировкой Совиного Глаза и Воробьиной Песенки, и пока Совиный Глаз пытается привыкнуть к новому дому и способу охоты, Воробьиной Песенке не терпится самой потренироваться. Чистое Небо отправляет ее на охоту, и Желудёвая Шёрстка вместе с Совиным Глазом идут с ней. Гром тем временем хочет начать исследовать территорию, и зовет Чистое Небо с собой, но тот воспринимает это как претензию на его место лидера. Гром извиняется, и Чистое Небо приглашает его на патрулирование границ вместе с ним. Рыжий кот, понимая, что здесь к нему не относятся так же, как на пустоши, соглашается. В лесу к ним выходит Звездный Цветок и просит взять ее в группу Чистого Неба. Гром, все еще не потерявший свои чувства к ней, помогает кошке уговорить отца.

В лагерь Длинной Тени приходит Сланница, и с прогулки возвращается Мышиные Ушки. Серое Крыло говорит, что последний может пойти на охоту с Остролистницей и Зубчатым Пиком, а также соглашается, когда Сланница предлагает свою помощь, но Длинная Тень останавливает его. Она злится и говорит, что Серое Крыло больше не лидер, так как он слаб, и кота это очень сильно задевает. Он готов вступить в спор, но неожиданно чувствует запах Папоротника и бросается за ней, решая, что, приведя шпионку в лагерь, он докажет, что он все тот же кот, кем и был раньше. Он преследует Папоротника и находит её на поляне Четырёх Деревьев. Кот расспрашивает ее об отношениях со Шрамом, а после ловит ей мышь и просит взамен убедить Шрама, что ему не потягаться с котами Длинной Тени. Кошка обещает послать бродягу по ложному следу дичи, а у лагеря тогда будет время подготовиться. Серое Крыло уговаривает ее остаться пока на пустоши, чтобы набраться сил, а сам уходит охотиться. Он ловит кролика, когда к нему выходит голодная кошка Молочайка с котятами Клевером и Чертополохом. Он отдает им свою добычу и направляет в лагерь Чистого Неба.

Когда одиночки уходят, Серое Крыло остается на пустоши и засыпает. Ему снится сон, в котором Камнесказительница призывает его оставить прошлое, ведь только будущее – это то, что он может изменить. Кот просыпается и слышит звуки драки. Он спешит на помощь и вместе со Сланницей прогоняет лису, которая все же оставила им несколько неприятных царапин. Сланница приглашает его с собой в лагерь Обгоняющей Ветер и там знакомит с новыми членами группы. Серое Крыло угощают дичью и уговаривают остаться ненадолго с ними.

Чистое Небо рад новоприбывшим, но все еще с легким недоверием относится к Звездному Цветку. Он отправляется в патрулирование и в пути пытается поймать мышь, но допускает ошибку. К нему выходит Звездный Цветок и предлагает научить его некоторым приёмам охоты. Между котами завязывается разговор, в котором кошка убеждает Чистое Небо, что она будет верна ему до конца, если только он ей доверится. Лидер отсылает ее обратно в лагерь, но сам размышляет над ее словами. Позже Гром следит за Чистым Небом и видит, что тот встречается со Звездным Цветком. Гром злится и надеется лишь, что его отец знает, во что ввязывается. Когда Чистое Небо возвращается в лагерь, Гром предупреждает об опасности связи со Звездным Цветком. Но Чистое Небо только говорит, что понимает раненые чувства сына, и посылает его на охоту. Когда Гром, Совиный Глаз и Лист возвращаются с добычей, Молнехвостый рассказывает, что в их отсутствие лидер ушел вместе со Звездным Цветком. Гром понимает, что тот всего лишь избавился от него, и принимает сложное решение.

После прогулки со Звездным Цветком Чистое Небо возвращается в лагерь и там видит Листа, который недоволен тем, что его добычу съели котята Молочайки. Чистое Небо отвечает, что если Листу не нравится в его группе, то он волен уйти. Тогда Гром выходит вперед и говорит, что он хочет уйти, потому что не согласен с методами правления своего отца. Вместе с рыжим котом уходят Совиный Глаз, Молнехвостый, Лист, Розовый Глаз и Облачник. Гром уводит своих котов дальше в лес, и к ним присоединяется Молочайка с котятами. Поздней ночью коты находят овраг, в котором остаются сначала на ночь, а потом и на несколько дней, считая его своим новым домом.

Спустя несколько дней Гром доходит до реки, где к нему выходит незнакомый тощий черный кот, представившийся Солнечной Тенью, и после разговора он приводит Грома к еще одной старой кошке по имени Тихий Дождь. Они говорят, что пришли с гор в поисках своих друзей и родных. Кошка спрашивает Грома, не знает ли он Серое Крыло, Зубчатого Пика или Чистое Небо, и тот обещает отвести их к Длинной Тени. Гром ведет их, избегая территории Чистого Неба, и по пути их встречает Зыбкая Река. Серебристый кот предлагает проводить их, и в дороге они постепенно рассказывают, что изменилось у Зубчатого Пика и Чистого Неба.

Они приходят в лагерь, и сначала Длинная Тень не может даже узнать Тихий Дождь. Старая кошка спрашивает, где Серое Крыло, и оказывается, что несколько дней назад тот ушел и до сих пор не вернулся, и никто не знает, где он. Приходит Галечник и начинает лечить лапу Тихого Дождя, а в это время Зыбкая Река и Гром хотят уйти, потому что должны вернутся в свои лагеря. Тихий Дождь спрашивает, где живет Чистое Небо, и Грому приходится признаться, что в лесу, мимо которого они прошли сюда. Тихий Дождь возмущена и хочет пойти обратно, но ее не пускают, так как она слишком слаба, а Длинная Тень просит Грома найти Серое Крыло.

Серое Крыло возвращается с охоты, когда в лагерь приходит Гром и рассказывает, что к Длинной Тени пришли путники с гор, одна из которых – мать Серого Крыла. Кот срывается в свой лагерь, но по пути попадает в человеческую ловушку для зайцев. На помощь приходит Папоротник, и Серое Крыло предлагает ей пойти с ними, убеждая, что Длинная Тень ее не выгонит. В лагере Серое Крыло сразу уходит к матери, Тихий Дождь говорит, что хочет видеть Чистое Небо, и Серое Крыло просит Грома привести его. Последний очень не рад этой просьбе, но все равно идет в лес.

В лагере Чистого Неба Гром выясняет, что Звездный Цветок беременна. Коты отправляются обратно в сосновый бор, где Тихий Дождь собирает всех сыновей, чтобы поговорить. Они нехотя рассказывают ей, что произошло с котами, которые уходили в путешествие из гор, про случившуюся битву и про то, что Чистое Небо убил Дождевого Цветка. Тихий Дождь в гневе говорит, что Чистое Небо ей больше не сын и она никогда не простит его. Кот, потрясенный, остается на ночь в лагере вместе со Звездным Цветком. Гром остается тоже, чтобы не оставлять Зубчатого Пика и Серое Крыло, а Молнехвостого отправляет обратно домой, чтобы тот предупредил, где их лидер. Тихий Дождь, её сыновья и Звездный Цветок опять начинают между собой спорить. Внезапно они замечают, что старой кошке хуже, и в это время Остролистница понимает, что не может найти котят.

Весь лагерь делится на группы и начинает поиски. Чистое Небо уходит дальше в лес и находит котят на дереве, когда на них нападает ворона. Кот прогоняет птицу и помогает котятам спуститься. В лагере тем временем остался Серое Крыло, который рассказал Тихому Дождю про себя и Черепашьего Хвостика, про ее детей, а Чистое Небо возвращается с котятами в лагерь. Галечник отправляет их греться к больной кошке в гнездо, а сам делится с Серым Крылом, что боится, что ему не хватит трав, чтобы вылечить Тихий Дождь. Ей становится хуже, и в свои последние минуты кошка разговаривает с Тенистым Мхом, а после говорит Чистому Небу, что ему надо простить себя.

Чистое Небо, Серое Крыло, Зубчатый Пик, Гром, Солнечная Тень и Галечник уходят хоронить кошку у Четырех Деревьев, а Звездный Цветок и Длинная Тень приводят туда Зыбкую Реку. На месте к ним приходят духи умерших и говорят котам, что те должны забыть всё, что знали, как бы тяжело это ни было, и начать новую жизнь. Чистое Небо снова пытается убедить всех, что они должны объединиться, но никто не соглашается с ним, и все расходятся. Серое Крыло решает, что больше не может жить в сосновом лесу, и уходит с напутствиями своих друзей. Обгоняющая Ветер принимает его тепло, а Сланница искренне рада, что он вернулся.

К Чистому Небу во сне приходит Гроза и тоже говорит ему простить себя и двигаться дальше, ведь у него есть верные друзья, которые всегда его будут поддерживать. Он просыпается и понимает, что Звездного Цветка нет рядом с ним, а когда уходит на ее поиски, находит в лесу трех бродяг, которые держат в плену его подругу. Коты рассказывают, что раньше одиночки делились с ними едой, которую ловили, но теперь из-за переселенцев, к которым эти одиночки присоединились, бродяги голодают. Они угрожают убить кошку, если Чистое Небо не приведет на следующую ночь лидеров групп для переговоров.

Персонажи[править | править код]

Главные персонажи[править | править код]

Второстепенные персонажи[править | править код]

Ошибки[править | править код]

  • Лист был описан серо-белым[1].
  • Цветик и Папоротник не были указаны в списках племён, хотя в самой книге они появлялись.
  • Подберёзовик был описан буро-белым[2].
  • Галечник был описан бурым полосатым[3].
  • Змей был описан серым[4].
  • Гроза была описана тёмно-серой[5].
  • Воробьиная Песенка была описана бурой[6]. Также её описали с янтарными глазами[7].
  • Было сказано, что Лунная Тень умер во время путешествия переселенцев к новому дому[8], хотя он умер позже[9].
  • Звёздного Цветка описали с янтарными глазами[10].
  • Шрама в оригинале описали серым[11].
  • Колючего Утёсника (в оригинале — Gorse Fur) был назван Gorse в оригинале[12].
  • Зыбкая Река (в оригинале — River Ripple) был ошибочно назван River Rippled в оригинале[13]
  • Остролистницу назвали Остролистой[14].

  1. «Время выбора», списки племён
  2. «Время выбора», списки племён
  3. «Время выбора», списки племён
  4. «Время выбора», списки племён
  5. "A Forest Divided", page 1
  6. "A Forest Divided", page 76
  7. "A Forest Divided", page 181
  8. "A Forest Divided", page 200
  9. "Thunder Rising", page 227
  10. "A Forest Divided", page 263
  11. "A Forest Divided", page 331
  12. "A Forest Divided", page 128
  13. "A Forest Divided", page 209
  14. 2018, с. 303
Книги
Нарушенный закон Потерянные звёздыТихая оттепельЗавеса тенейТьма внутриМесто-Без-ЗвёздСвет во мгле
Специальные издания Миссия ОгнезвёздаПророчество Синей ЗвездыСудьба Небесного племениОбещание МетеораТайна ЩербатойМесть Звёздного ЛучаГроза Ежевичной ЗвездыСны и видения БабочкиПутешествия ОрлокрылогоТень КогтегриваИспытание ГрачаНадежда БелкиОбет КрутобокаЧесть Пятнистой Звезды
МангаРассказы и пьесыПутеводители