«— Говорите, мимо проходили? — спросил он. — Это интересно. Может, задержитесь ненадолго и расскажете мне свою историю? »

Пурди путешественникам к Месту-Где-Тонет-Солнце, «Полночь», 2011, с. 234

Пурди — упитанный[2] полосатый кот с всклокоченной[3], свалявшейся[2] и торчащей пучками[4] тёмно[5]-бурой крапчатой шерстью, большой круглой головой[6], поседевшей мордочкой[2], рваными ушами[7] и слезящимися[8] золотистыми глазами[9].

Характер[править | править код]

Пурди очень добрый и весёлый. Любит рассказывать о давних временах, когда коты, по его словам, были крепче и ловче; быстро подружился с Кисточкой. Рассказывает бесконечные истории о лисице и крысе, поддерживает Кисточку после смерти её лучшего друга Долгохвоста. Но когда его подруга умерла, он стал грустить, но, как подметил Ежевичная Звезда, Пурди всегда будет рассказывать свои захватывающие истории.

Специальные издания[править | править код]

Испытание Грача[править | править код]

Когда Грач приходит в Грозовой лагерь, Пурди лежит перед палаткой старейшин и рассказывает оруженосцам одну из своих историй.

Гроза Ежевичной Звезды[править | править код]

Янтаринка приносит Пурди мох для подстилки, но он оказывается мокрым, и Пурди рассказывает Янтаринке историю, пока мох сушится. После Пурди хитростью заставляет Иглогривку съесть мышь. Во время потопа Пурди не может перебраться наверх и зацепляется за кустарник. С помощью плюща его спускают вниз. На Памятной палке Пурди и Иглогривку переправляют наверх.

Позже Ежевичная Звезда просит учеников приглядеть за стариком. Ученики говорят, что им страшно, и довольный Пурди идёт вместе с ними. Ежевичная Звезда с трудом уговаривает Пурди съесть кусочек дичи, поскольку старик чувствует себя ненужным, но потом Пурди помогает Ромашке с подстилками. Пурди хоронит Семечко, выполняя свою обязанность старейшины. После он вновь рассказывает истории из своей жизни. Также Листвичка говорит, что жизнь в туннелях, куда Грозовое племя переселилось на время потопа, тяжела для стариков, для Пурди в том числе.

Цикл «Новое пророчество»[править | править код]

Полночь[править | править код]

Пурди — старый одиночка, которого воители встречают во время своего путешествия. Он по забывчивости указывает им ошибочный путь к Месту-Где-Тонет-Солнце и заводит их в гнездо Двуногих за едой, а на обратном пути, когда они встретили лис, рассказывает небылицы.

Восход луны[править | править код]

Путешественники встречают Пурди на обратном пути домой, и он пытается предупредить их об опасности в горах, но не может из-за Полночи, которая уговорила избранников пойти через горы. Пурди немного раздражает путников, больше всех Грачика, но Ежевика почти не обращает внимания на некие ошибки старого Пурди и даже привыкает к нему.

Цикл «Сила трёх»[править | править код]

Отверженные[править | править код]

Встреча с Пурди

Во время путешествия в горы к Клану Падающей Воды на территории Двуногих коты-воители встречают Пурди. Его Двуногий умер, а сам старый кот бродяжничает. Пурди вызывается проводить лесных котов до конца территории Двуногих, и Ежевика соглашается.

Непослушная троица, состоящая из Ветерка, Львинолапа и Остролапки, решает втайне поохотиться, но лишь привлекают к себе внимание собак. Когда целая свора собак погналась за оруженосцами, а старшие коты не могли понять, куда те подевались, Пурди первый догадывается, где их надо искать, и спешит оруженосцам на помощь. За спасение Остролапка выводит у него клещей и блох мышиной желчью, и они расстаются.

Восход солнца[править | править код]

Пурди, который жил в своем давно заброшенном доме, как-то раз повстречал Сола. Старику надоело жить одному, и он пригласил к себе незнакомца. Позже его гнездо находят коты-воители, сказав, что забирают Сола к себе для выяснения кое-каких дел. Тогда Пурди стонет и начинает жаловаться на жизнь, желая, чтобы Сол остался с ним, но Ежевика предлагает бывшему домашнему коту пойти с ними и стать старейшиной Грозового племени. Тот соглашается и в Грозовом племени он находит свой новый дом и становится хорошим другом Кисточке.

Пурди рассказывает историю из жизни Кисточке и Долгохвосту. К ним подходят Ягодник, Львиносвет и Медобока и просят уступить им место после тренировки. Старейшины нехотя покидают камни, и их места занимает молодежь. После того, как Медобока спасает Колючку от змеи и погибает, к ее телу подходят старики. Пурди говорит, что нет ничего хуже смерти молодых и жалеет Медобоку, у которой, по его словам, вся жизнь была впереди.

Цикл «Знамение звёзд»[править | править код]

Четвёртый оруженосец[править | править код]

Когда Воробей идёт дать старейшинам укрепляющие травы, Пурди рассказывает Долгохвосту, как победил барсука. Пурди удивляется, что маленькие стебельки способны придать много сил. Потом он «помогает» Воробью затыкать трещины в скале, чтобы змеи не пробрались в лагерь. Когда Воробей осматривает Кисточку, он прерывает рассказ Пурди о стае крыс. Позже Голубичка и Львиносвет, победив бобров, преградивших воду в ручье, возвращаются из путешествия, и Пурди ворчит, что он-то с бобрами расправился бы.

Долгое эхо[править | править код]

Пурди первым замечает пропажу Долгохвоста, когда бук падает на Грозовой лагерь. Когда Кисточка видит мёртвого Долгохвоста, Пурди утешает её. Вскоре он расспрашивает Кисточку о погибшем старейшине: каким он был и какие истории происходили в его жизни. Воробей впервые в жизни рад, что Пурди такой болтливый.

Голоса в ночи[править | править код]

Дым говорит, что племя Теней не признаёт границу, и Пурди спрашивает, знают ли они, что проиграли. Кисточка отвечает, что, конечно, они в курсе.

Когда Воробей утешает Иглогривку, он приводит в качестве аргумента, что племя кормит Кисточку и Пурди, хотя те и не охотятся.

Пурди пытается найти в куче добычи какую-нибудь сочную и вкусную дичь, чтобы утешить Кисточку, но дичи в куче мало, да и та жёсткая. Пурди рассказывает Голубичке, как он ловил фазана.

Когда Воробей замечает, что крыша палатки старейшин едва держится из-за навалившегося на неё снега, Пурди отвечает, что крыша старой палатки давно уже обрушилась бы, но теперь ветви бука хорошо оплели жимолость. Воробей просит Пурди сообщить ему, если Кисточка начнёт кашлять.

Знамение Луны[править | править код]

Пурди рассказывает Кисточке одну из своих бесконечных историй.

Забытый воин[править | править код]

Пурди говорит, что тот мох, который Голубка и Белолапа насобирали для подстилок, сухой и колючий, хотя до этого Белолапе казалось, что Кисточке и Пурди должен понравиться этот мох.

Пурди рад встрече с Солом, который вернулся на территорию племён. Сол говорит, что Пурди совсем не изменился. Позже Пурди рассказывает Остролистой, как он победил лису. Остролистая останавливает его и говорит, что перед ним терновник. Пурди ворчит, что и сам видит. Он не очень доволен тем, что Воробей прерывает их на середине разговора.

Главная надежда[править | править код]

Воробья, упавшего в боярышник на территории племени Ветра, приводят в Грозовой лагерь Совка и Утёсница, и Кисточка спрашивает Пурди, не вторжение ли это, но кот говорит, что это всего лишь два воителя и что она вечно пугается сама и пугает других.

Шмель предлагает Кисточке найденную на дне кучи добычи землеройку, но старейшина отвечает, что у нее нет аппетита. К ним подходит Пурди и спрашивает Кисточку, скучает ли она по охоте, но та лишь огрызается, спрашивая, не стал ли бы он скучать по своей болтовне, если бы у него язык отвалился.

Воробей относит старейшинам травы и спрашивает Пурди, выходил ли он охотиться. Старик отвечает, что Кисточка проголодалась, но та возражает, что нечего сваливать все на нее. Кошка говорит Воробью, что Пурди с самого утра хотел размять лапы и поохотиться. Тот добавляет, что ему надоело сидеть взаперти, и Кисточка возмущенно спрашивает, не стало ли ему с ней скучно. Пурди оправдывается, что думал, что кошка сама устала от его болтовни. В ответ Кисточка спрашивает, что ей еще делать, как не слушать его. Воробей предлагает кошке больше времени проводить с котятами, и та говорит, что ей и правда нужно заняться их воспитанием, чтобы из них выросли приличные воины, на что Пурди шепчет целителю, что эта воспитательница вчера научила Кувшинку и Семечку незаметно подбираться к воинской палатке и дергать котов за хвосты. Кисточка ворчит, что все слышит.

Огнезвёзд рассказывает котам о предстоящей войне с Сумрачным лесом, и Ежевика просит Долголапа обучить старейшин нескольким боевым приемам. Кот надеется, что старики не будут препираться с Долголапом, который часто с ними общается.

Грозовое племя готовится к битве, и Крутобок, подбежав к палатке старейшин, просит Кисточку и Пурди не высовываться. Старик спрашивает, не придется ли им применить приемы, которым их обучил Долголап, но воитель отвечает, что только если до этого дойдет и, предупреждая не соваться в бой, заталкивает их вглубь палатки.

Когда начинается битва, Огнезвезд, услышав топот лап недалеко от лагеря, приказывает всем приготовиться, и Кисточка с Пурди грозно встают возле своей палатки. Во время битвы на Кисточку нападает Частокол, но той с помощью Голубки и Пеплогривки удается повалить его. На помощь Частоколу мчатся другие воители Тьмы, и Пурди спрашивает, готова ли Кисточка размять лапы, а затем оба старейшины бросаются в битву.

Кисточка разговаривает с духом Долгохвоста, пришедшим помочь, и не замечает воина Сумрачного леса, который бросается на старую кошку и убивает ее. Из-за кустов выбегает Пурди. Старик цепенеет, увидев тело Кисточки, а потом падает рядом с ней. Кот шепчет старейшине, что ей все же удалось перехитрить судьбу и умереть смертью воительницы. Пурди просит стоящую рядом Голубку отомстить за смерть Кисточки, а сам остается лежать рядом с подругой. Когда молодой дух Кисточки поднимается к звездам, Пурди говорит, что теперь она вдоволь поохотится.

Цикл «Видение теней»[править | править код]

Приключения Ольхолапа[править | править код]

Пурди продолжает жить в палатке старейшин. Огнелапка ищет у него клещей. Когда она снимает особенно жирного клеща, Пурди с облегчением отряхивается. Огнелапка жалуется на противную работу, но Пурди говорит, что каждый кот в племени прошёл через это, когда был оруженосцем. Позже у него появляются боли в животе, и Воробей лечит его. Когда Ежевичная Звезда объявляет о путешествии Ольхолапа, Пурди отрывается от рассказывания какой-то очередной истории Снегопаду и Янтарнице и слушает предводителя.

Гроза и тень[править | править код]

Пурди упоминается один раз, когда лежит с другими старейшинами возле своей палатки.

Расколотое небо[править | править код]

У Пурди болит живот, но он не хочет беспокоить Листвичку и говорит о боли только Ольхогриву. Пурди решает пропустить Совет и отлежаться, и Ольхогрив неуверенно соглашается. После Совета Ольхогрив справляется о его самочувствии и предлагает лекарство, но Пурди возражает, что справится и так. Ольхогрив просит его прийти к целителям в случае усиления болей, и старик, пообещав это, засыпает.

Когда Когтегрив и Ягодник ссорятся на поляне лагеря, Пурди просыпается и встаёт между воинами, пытаясь успокоить их, но на полуслове валится на землю. Ольхогрив подбегает к нему и осматривает. У Пурди болит передняя лапа, и он не может встать. Взгляд кота постепенно тускнеет, и на краткий миг его взор проясняется, и он говорит Ольхогриву, что тот хороший целитель. После этого Пурди испускает последний вздох и умирает. Всё племя провожает старейшину в последний путь и вспоминает знакомство с ним.

Самая тёмная ночь[править | править код]

Пурди мельком видно среди других звёздных предков на встрече целителей в ночь половины луны.

Новеллы[править | править код]

История Остролистой[править | править код]

Пурди на миг появляется, когда сопровождает Кисточку к грязному месту. Хотя Кисточке это не очень нравится, она понимает, что уже стара и слаба и Пурди, её близкий друг, никуда её одну не отпустит.

Знамение Невидимой Звезды[править | править код]

Пурди формально не появляется в книге, но он упоминается в списках племён.

Молчание Голубки[править | править код]

После Великой битвы Пурди горюет над телом Кисточки и готовит её к погребению. Будучи теперь единственным старейшиной племени, он просит помощи у соплеменников и руководит похоронами павших. Он несёт Кисточку на место захоронения и говорит остальным не копать могилы слишком близко друг к другу. Затем кот выбирает место для могилы Кисточки — это холм с видом на озеро. Пурди объясняет свой выбор тем, что Кисточка любила смотреть на водную гладь на закате. После того, как всех похоронили, Пурди проверяет, хорошо ли засыпали могилы.

Позже Пурди жалуется на клещей, и Голубка вызывается ему помочь. Она также предлагает набрать пёрышек для его подстилки. Кошка бросается за мышиной желчью, но Пурди останавливает её, прося сначала поговорить с ним, поскольку ему стало совсем одиноко после смерти Кисточки. После этого он возмущается, что племя до сих пор выглядит как в день похорон, хотя нужно двигаться дальше. Он считает, что хандра — оскорбление погибших, которые пали за счастье других. Голубка утешает старика.

Ежевичная Звезда предлагает Песчаной Буре пожить временно в палатке старейшин с Пурди, но та отказывается, и тогда Ягодник и Маковка вызываются переселиться к Пурди, чему тот очень рад.

Путеводители[править | править код]

Битвы племён[править | править код]

Пурди вместе с Львиносветом, Искролапкой и Голубичкой отдыхают в тени куста в лагере. К ним подбегает весёлый Шмелелап, он говорит, что Терновник с Мышеусом пообещали научить оруженосцев новому приему. Котик хочет показать приём ученицам и заявляет, что они теперь его враги. Пурди интересуется, стали ли он с Львиносветом тоже врагами, но котик говорит, что они будут деревьями, за которыми он спрячется. Пурди послушно притворяется деревом, Шмелелап подкрадывается из-за него к кошкам.

Общее[править | править код]

  • Вики сказала, что Пурди говорит с акцентом, очень похожим на один из акцентов из Йоркширского графства[10]
  • В оригинале у него янтарные глаза[11], но в русском переводе в этом месте они названы золотистыми[9].
  • Вики сказала, что Пурди попадёт в Звёздное племя после смерти, потому что он племенной кот от кончика носа до кончика хвоста[12]. Кейт же считает, что он будет жить на окраине Звёздного племени[13].

Ошибки[править | править код]

  • Он был ошибочно описан чёрным[14].

Цитаты[править | править код]

«Не ожидали такого от «безмозглого клубка шерсти»? — спросил Пурди, многозначительно покосившись на Грачика, который как раз протискивался в дыру.»

Пурди Грачику, «Полночь», 2005, с. 301

Иллюстрации[править | править код]

Грозовое племя
Глашатаи

Целители

Воители

Старейшины

Оруженосцы

НежнолапкаГорелыйБыстролапКопушаКротикСемечко

Котята

Одиночки
Стая Сойки

СойкаХалРжавницаВалунДжемФея

Домашние кискиБродягиКровавое племя
Домашние киски
БродягиОдиночкиКровавое племя